Жабуева Светлана Ардановна
Конспекты уроковУчитель: Жабуева С.А. Окружающий мир Тема урока: Какими людьми были славяне. Цель: Формирование и развитие представлений учащихся о быте и культуре славянского народа. Задачи: Познакомить учащихся с бытом и культурой славян через организацию исследовательской работы. Развивать умения учащихся работать самостоятельно с текстом, справочной литературой и Интернет-ресурсами. Воспитывать уважительное отношение к традициям и укладу жизни славян
Ход урока: I.Орг/этап. Ребята! Готовы вы к уроку? (ДА) На вас надеюсь я, друзья Вы хороший дружный класс. Все получится у нас! НА ДОСКЕ (написать маркером) Урок мы будем …….изучать Информацию из урока ……извлекать Точку зрения….выказывать На вопросы….отвечать И, конечно, без сомненья, Речь при этом …..развивать
II.Этап актуализации знаний. 1)- Ребята, в начале нашего необычного урока я предлагаю вам объяснить смысл слов: «Даже горстка зёрен хранит свою историю». СЛАЙД (ответы детей) - Верно, у каждого предмета есть своя история, а у каждого человека она очень богатая, ведь наши предки жили на земле давным – давно. СЛАЙД
2) - На прошлом уроке мы перешли к новому разделу, как называется раздел, по которому мы работаем? (Как жили наши предки.) - а точнее, мы говорили об истории славянских имен. -Как рождались имена в далекой древности? СЛАЙД Черныш по внешности Беляй
Бессон по порядковому номеру ребёнка Хорош
Семушка по цвету волос Пятый
Ребята по выделенным буквам попробуйте составить слово. (((Славяне. НА ДОСКЕ 4). - Предлагаю ряд слов: Славяне, история, предки. СЛАЙД -Выберите синонимы. (славяне, предки) -Кто такие предки? (люди, которые жили перед нами) -Кто такие славяне? (на этот вопрос я просила найти ответ….) (Существует много объяснений происхождения этого слова. Одно из них: название «славяне» образовано от слова «слава» и означает «славный, хвалимый»)
III. Постановка учебной цели, темы урока. 5. Цель урока: Формирование и развитие представлений учащихся о быте и культуре славянского народа. 6. Тема сегодняшнего урока: «Какими людьми были славяне» СЛАЙД - Сегодняшний разговор будет посвящен нашей Родине, ее истории наших далеких предков-славян. - А какими людьми были наши предки? Выскажите свое предположение. (Дети могут сказать, что предки были смелыми и мужественными, т.к. им приходилось защищать свои семьи и поселения от врагов, диких животных; Были добрыми, любили детей, т.к. семьи были большие по численности и др.)
IV.Работа над темой На уроке работают 3 исследовательские группы: В КАЖДОЙ ГРУППЕ ДОЛЖЕН БЫТЬ СТАРЕЙШИНА, ЛЕТОПИСЕЦ, ЧТЕЦ СТАРЕЙШИНА – руководит своей группой ЛЕТОПИСЕЦ – будет записывать (раздать листочки) ЧТЕЦ – зачитывает нужный материал РАСПРЕДЕЛИТЕ КАРТОЧКИ МЕЖДУ СОБОЙ. (представиться)
«1группа работает над вопросом: Как выглядели славяне.
Выступает 1гр. Исследователей. Она расскажет нам, как выглядели славяне. (слайд) «Славянская семья» (Приложение 1)
2группа работает над вопросом: Как работали славяне.
*Выступает 2 гр. Исследователей. Она расскажет нам, как работали славяне. Физкультминутка:
3группа работает над вопросом: Как защищали Родину. -Славяне о себе говорили: «Нам чужой земли не надо не пяди, но и своей вершка не отдадим».
*3 исследоват. гр. изучает это выражение.
Называют первых древнерусских князей, которые защищали свою Родину? (Владимир Красное Солнышко, Ярослав Мудрый, Владимир Мономах, Александр Невский). Читают текст учебника. Слова Александра Невского, ставшего символом России, остались в назидание врагам и в наследство предков: «Кто к нам с мечом придет, от него и погибнет». Умели славяне не только защищать Родину.
А теперь ваши летописцы каждой группы должен прописать все то, что мы сказали, очень коротко.
- Ребята! Давайте вернемся к цели урока.
V. Рефлексия: Достиг ли цели наш урок? Поднимите руку кто из вас расширил свои знания о том, какими людьми были наши предки. Подведение итогов.
Д\з. На этом исследовательская работа не заканчивается, следующая тема: «Какие предметы окружали русских людей». 1 гр. « Скажи какой у тебя дом….» 2 гр. « О первых каменных домах» 3 гр. « По одежке встречают
Приложение 1. Как выглядели славяне.
По рисунку можно судить о том, как выглядел каждый из членов большой славянской семьи (мать, отец, дед и дети).Славяне были рослыми, стройными, обладали большой физической силой. Румяные. Светловолосые, с голубыми глазами они ходили в одежде из полотна. Мужская одежда должна была подчеркивать мужественность, силу мужчины, а женская - скромность, мягкость, обаяние ее носительности. Мужчины летом носили рубахи и просторные шаровары. Рубаху обязательно подпоясывали сплетенным из ниток шнурком. На ноги обували лапти. Гордостью славянских мужчин была большая, окладистая борода, а волосы стригли « под горшок». Женщины надевали длинные, до земли вышитые сорочки. Им не принято было ходить простоволосыми- это считалось не приличным. Поэтому крестьянки обычно носили на голове платки. Славянки очень любили всевозможные украшения: бусы, серьги, кольца, браслеты. На голове, около висков, они носили височные кольца, которые звенели при каждом движении. Самой первой пеленкой для новорожденного мальчика была рубаха отца, а для девочки- рубаха матери. Наши предки считали, что родительская одежда должна уберечь ребенка от «сглаза» и болезней. По этой же причине подросшему ребенку шили одежду из старой одежды родителей. Детская одежда славян была одинаковой и для девочек, и для мальчиков. Обычно это была длинная до пят рубаха. Одежда мальчиков и девочек- подростков отличалась. Мальчик носил простые штаны и рубаху, а девочка- сарафан, сорочку, платье. Длинные волосы девушки заплетали в косы, на голове носили венчики или ленты. __________________________________________________________________________________
Приложение 2 Как работали славяне.
Мы уже знаем, что славяне жили большими семьями. Объединение семей составляло род. От того, как работали все члены семьи, зависело их благополучие и богатство. Каждая семья старалась (особенно в деревнях) сама себя обеспечить всем необходимым для жизни: и питанием, и одеждой, и вещами. Поскольку пахотной земли было мало, поэтому вырубали или сжигали лес, выкорчевывали пни, подготавливали поле под посевы. Для удобрения использовали золу. Это был тяжелый труд, ведь орудиями труда в те годы были топор да пила. Вот и получается, что наши предки не могли быть ленивыми, иначе они просто не выжили бы. Трудно было жить во все времена. Что помогает выжить в трудный момент? (взаимовыручка) Забота о ближнем - черта славянского характера. В старину было такое слово- помочь. А сейчас мы узнаем как они помогали друг другу. Никогда славянин не оставлял своего брата, соседа, иноземца. Если у кого-то в доме случился пожар, то погорельцу помогали построить дом « всем миром». Брали в свою семью осиротевших детей. Кормили заходившего в дом странника, давали на дорогу хлеба, воды или молока, Если случался неурожай, делились друг с другом – кто, чем мог.
Приложение 3 Как защищали Родину
-Славяне о себе говорили: «Нам чужой земли не надо не пяди, но и своей вершка не отдадим». Умели славяне не только защищать Родину.
Расскажите кратко про первых древнерусских князей, которые защищали свою Родину? (Владимир Красное Солнышко, Ярослав Мудрый, Владимир Мономах) Пользуемся учебником 15 марта 2017 в 15:15
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.